www.FORUM.MBQ.ru
Объединенная веб-конференция по вопросам управления на основе качества
Качественное ли кино - "Белый тигр" К. Шахназарова

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.forum.mbq.ru -> Блог Александра Немакедонского
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Александр Немакедонский



Зарегистрирован: 29.04.2007
Сообщения: 195

СообщениеДобавлено: Вт Июн 12, 2012 2:41 pm    Заголовок сообщения: Качественное ли кино - "Белый тигр" К. Шахназарова Ответить с цитатой

Важно ли снимать, правдивые исторические фильмы? Можно ли назвать "достоверность" - качеством, в фильмах о войне?

Лично, у меня, синонимом "качества" художественного произведения, о второй мировой войне, является визуальный ряд: достоверность техники , оружия, формы, соответствие эпохе, времени". Я специально не беру здесь диалоги, философский смысл и т.п. Представим себе, что мы смотрим "немое кино".

Как бы вам показался фильма Карена Шахназарова "Белый тигр"?

Белый тигр – реальность, выше мифа

Карен Шахназаров, кинорежиссер, сценарист, продюсер, заслуженный деятель искусств РФ, директор киноконцерна «Мосфильм»: «Эта картина – моя гордость как директора студии. Мы продемонстрировали всю мощь военно-технической базы Мосфильма».

Фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» (или БТ) вышел на экраны. Российское батальное кино возрождается заново. Правда ожидания оптимистов, что компьютерные технологии освободят сценаристов и режиссеров от огромной головной боли в использования сложной и дорогостоящей инфраструктуры пока не оправдываются.
Востребованными остаются масштабные декорации, сотни статистов, винтажная техника. Еще недостаточно, нанять пару дюжин программистов и дизайнеров, чтобы заменить батальоны каскадеров, гримеров, статистов, бутафоров. Хотя возможности графики, эффекты 3D и прочие чудеса уже способны обмануть органы чувств и вызвать иллюзию виртуальной реальности любого века, страны или планеты. Особенно бурно развивается эстетика визуализации насилия. Именно насилие и эстетика разрушения и смерти получили мощный толчок и развитие, выдав невиданный доселе результат. Пример «Аватара» стал заразителен. Баталии идут на Земле и других планетах в прошлом, настоящем и будущем. Одновременно с поэтизацией и романтизацией войны и насилия оживают представления язычества, пантеизма, буйства природных, человеческих и сверхчеловеческих стихий, прочей чертовщины и дьявольщины.

На этом фоне кинематограф о Второй мировой войне, долго держался старомодного реализма и скромной, фактической канвы. После «Бесславных ублюдков» шлюзы прорываются. Тут поспевает вал литературы, сценариев и фильмов о различных «попаданцах», заблудших «засланцах» и т.п. Все - «коза отвязалась». Теперь авторов не остановить. Спецназовцы ГРУ России крошат эсэсовцев «Лейбштандарта Адольф Гитлер» под Харьковым в 1942. Летчик Богданов на У-2 вс бомбит ливонцев в XIII веке под Псковом…

На экраны сыпятся, как из рога изобилия: «Мы из будущего 1,2.» , «Туман 1,2».

Военная тема эксплуатируется на все 100! Трудно уже отследить, где сценарная основа произведения стала компьютерной игрой, а где - наоборот. Приятно, что существует некий исторический тренд и бум. Люди искренне интересуются историей войн, военной техники, амуниции, наград. На сотнях разноязычных сайтов пишут, цитируют, ругаются, спорят. Гвалт, ор, похвалы и проклятия.

Помимо виртуального пространства война идет и в реальном, хотя и игрушечном мире. Устраиваются тематические и событийные страйкбольные и пейнтбольные игры, с использованием не только легкого стрелкового оружия, но и минометов, орудий, танков, вертолетов…

Огромное количество волонтеров - реконструкторов, имеющих мундиры и вооружение вермахта, РККА, американцев и англичан решают проблемы массовки для киносъемок. Организованные в клубы люди, приходят со всем своим, киношники тратятся только на холостые патроны, взрыв – пакеты и прочую пиротехнику, осуществляя общее командование. Правда, часто бросается в глаза избыток веса и холеный вид этих рядовых солдат на передовой и в плену. Но тут дело в искусстве гримеров и мастерстве операторов.

Сегодня в фильмах о войне и «фэнтэзи о войне» резко возрастает ценность военных и исторических консультантов. Теперь киноляпы смакуются и обсуждаются всеми, от прыщавых пятиклассников, до ветеранов спецподразделений. Возник феномен. Приглашать военного спеца, только в соответствии с регалиями – уже признак дурного тона. Когда военным консультантом у Никиты Сергеевича Михалкова в фильме «Сибирский цирульник» выступил генерал-полковник Сергей Шойгу, народ промолчал, сегодня бы обоих друзей подняли бы на смех, припомнив револьверы системы нагана и винтовки «мосин-наган» которые еще не были изобретены.
Народ сегодня пошел ушлый.

Вернемся к танку PZKW-VI «Тигр». Тигр выпускался с 1942 по 1944 год. Было выпущено 1354 машины. Эксплуатировался с 1942 по 1945 год.

Знакомство с Т-34 и КВ – стало для германской армии очень неприятной неожиданностью. Недостатки немецких танков Т-III и T – IV заставили германскую промышленность создать образец боевой машины, рассчитанной в первую очередь для завоевания господства на поле боя. С появлением «Тигра» советские Т-34 -76 и КВ-1 потеряли свое преимущество.

После поражения под Москвой, фюрер очень торопился и поэтому боевые испытания «Тигра» прошли в неурочное время, на самом неудобном театре военных действий, где машина не могла проявить свои лучшие качества. Представим - сентябрь 1942г. район станции Мга, Ленинградская область. Болотистая, лесистая местность крайне неудачна, для дебюта тяжелого, 56 тонного танка.
Все четыре «Тигра», принявшие участие в наступлении, оказались повреждены либо вышли из строя по техническим причинам. Один, взорванный экипажем, достался, как трофей. В итоге благодаря торопливости фюрера, танк был раньше времени рассекречен.
В январе 1943 года, в распоряжении Красной Армии, оказалась полностью боеспособная машина, брошенная экипажем Этот «Тигр» был подвергнут всесторонним исследованиям, обстрелян на полигоне из всех видов противотанкового оружия. В итоге была подготовлена памятка для бойцов Красной Армии и началась борьба с «тигробоязнью». К июлю 1943 года была проделана большая работа по подготовке встречи этого сюрприза, была составлена схема слабых мест.

«Тигр» был создан для борьбы с танками и противотанковыми орудиями противника. Заправленный 530 литрами бензина, «Тигр» мог пройти 80 км по бездорожью. Все первые образцы «Тигров» были оборудованы снаряжением для преодоления водных преград, по дну реки. Вот представьте теперь герметичность и точность сборки машины. Правда в боевых условиях реального применения эта способность танка не нашла.
Среди достоинств «Тигра» - великолепная 88 мм пушка KWK-36 (боекомплект 92 снаряда), два пулемета MG-34 калибра 7-92 мм . Каждые 6 секунд «тигр» мог посылать бронебойный или осколочный снаряд. Для примера самый мощный советский танк «Иосиф Сталин-2» имел скорострельность 122 мм орудия 2-3 выстрела в минуту, боекомплект 28 снарядов. Качество цейсовской оптики «Тигра» - далеко опережало самые смелые ожидания советских танкистов. Броня «Тигра» : 100 мм –лоб, 80 мм –борт, корма выдерживала многократные попадания 76 мм танковых пушек и артиллерийский орудий.

Поэтому «Тигр» мог успешно бороться с советскими танками и танками союзников на дистанции до 4 км. А вот легендарной тридцатьчетверке приходилось подбираться к «Тигру» с борта или кормы с расстояния менее 500 метров. Это половина дистанции от улицы Юбилейной до ул,.Степана Разина…

Второй момент. Условия для экипажа. Механик водитель «Тигра» управлял танком при помощи руля и сервопривода. В Т-34, при переключении передач, требовалась недюжинная сила и помощь стрелка-радиста. «Тигр» имел великолепный обзор. А по простору и комфорту для экипажа боевого отделения (покрашенного белой краской) - намного опережал советские, американские и английские танки, включая и своего потомка – немецкий послевоенный «Леопард».

Очень серьезной была подготовка немецких танкистов. Если сравнить уровень образования и владения техническими навыками, инструментами, умением обслуживать сложную технику, выполнять регламентные работы, пользоваться специальными инструментами и т.п. Тут немецкие танкисты превосходили уровень подготовки советских - однозначно.

Существует еще один миф. Это миф якобы о шаблонности немецкой тактики. Немецкая пунктуальность и педантизм здесь путается с шаблоном. Начнем с того, что немцы на все 300% использовали технические характеристики своего оружия. Кроме того германские военные были великими мастерами взаимодействия между родами войск. Танкисты всегда использовали разведку и рекогносцировку местности. Выезжали на бэтээрах и мотоциклах, проверяли дороги и мосты, широко использовали данные аэрофотосъемки местности. Были особенности и в тактике применения танков. Обер-лейтенант Отто Кариус пишет, что русские всегда отличались шаблонностью мышления и отсутствием инициативы. Следование приказам было безукоснительным, даже безграмотным и чреватым большими потерями. Атаковали русские в танках, с закрытыми люками, в отличии от командиров машин панцерваффе. Немецкие командиры выглядывали из люков, чтобы лично засечь вспышки от выстрелов противотанковых орудий. Часто использовалась стереотруба. Именно наличие командирской башни и командира управляющего движением и огнем танка, а также 100 % радиофикация немецких танков – огромное преимущество немцев. У нас положение с радиосвязью было не очень. Рации часто выходили из строя, лампы взрывались от ударов осколков по броне. Командир Т-34 лично стрелял из пушки и руководил действиями экипажа. Танковое переговорное устройство было не очень надежным. Поэтому водитель получал команды от командира, пинками по плечам и по шлему. Показывая кулак наводчику, командир приказывал: «бронебойный», если растопыренные пальцы – осколочный. Еще одним существенным отличием был приказ в Красной Армии, в случае повреждения гусеницы или ходовой части танка, не покидать машину и продолжать вести бой. Немцы действовали по обстановке.
Всю войну русские и немцы соревновались в модернизации своего танкового парка. У немцев это была машина T-IV , у наших Т-34. Апофеозом развития тридцатьчетверки стал Т-34-85, у которого появилась трехместная башня и 85-мм орудие. Именно этот образ «тридцатиьчетверки» стал классическим и знакомым всем.
Еще в 1941 году ряд немецких генералов осознал неизбежность поражения. Этот вывод был сделан после получения статистики о производстве танков в СССР. Производство на уральских и сибирских заводах росло ежемесячно. Это огромное достижение советской танковой школы, труда подростков, женщин, гигантского напряжения всех сил. Поэтому за годы войны СССР выпустил танков и самоходок в пять раз больше, чем Германия и ее союзники. Нельзя только забывать, что немецкая инженерная школа одна из лучших и по признанию всех – самая инновационная по разнообразию новаторских идей и образцов военной техники и вооружения. Пренебрежительное и уничижительное отношение к противнику, из-за идеологических и политических установок, долго было визитной карточкой СССР и России в нашей литературе и кино. Все это слишком дорогой ценой, обошлось нашей армии и сегодня, несмотря на уроки Афганистана, Чечни, Грузии...

Известно, что несмотря на захваченные образцы «Тигров», в Красной армии они так не использовались в боях. Причина – низкая квалификация, невозможность поддержания эксплуатации техники на должном уровне. В наших танковых войсках не было таких квалифицированных механиков, запчастей и опыта обслуживать гидравлику и электромеханику «Тигров». Правда, не было их и в других армиях. А вот «рабочая лошадка» панцерваффе - Т-IV, еще сражался на стороне Сирии в войне с Израилем в 1967 году…

Теперь о художественной части фильма.

Среди достижений фильма Карена Шахназарова, мне кажется одно бесспорное. Пусть и фрагментарно, но показан труд танкистов в бою, во всей его тяжести непривлекательности, грязи, поту и крови . Тут нет романтизма и приключений польских четырех танкистов и собаки. Есть страшная правда танкового боя, боя, который длится секунды и минуты. Это грохот, огонь, дым. В среднем, тридцатьчетверка жила 1-3 танковых атаки. Совершенствование танковой техники не добавило безопасности экипажам. В конце войны помимо артиллерии и танковых пушек у наших танков появился новый страшный враг – ручное противотанковое оружие – фауст-патрон, панцер-шрек. Как свидетельствует медицинская статистика, среди ранений советских танкистов преобладали: оторванные конечности, ожоги, контузии, слепота. В фильме Шахназарова воюют одни танкисты и их танки. И здесь в заслугу режиссера можно поставить то, что танк становится каким-то живым существом и воспринимается отдельно от людей, управляющих им.

Новый фильм Карена Шахназарова приятно удивляет отсутствием знакомых актерских лиц. Много деталей быта и мелочей, показывающих фронтовые будни. Очень хорошо подобраны интерьеры штабов, госпиталей. Очень добротная и достоверная работа гримеров. Многие лиц «людей войны», пожилых танкистов. Это действительно лица танкистов. Скромных, безвестных героев. Как дядя Ваня, из моего детства, кавалер шести боевых орденов, два раза горевший в танке, со смешной фамилией – Трус…

А вот что не понравилось в фильме- это далеко не мелочь. Все началось с кадра, когда на реплике «виллиса» приезжает в штаб майор из разведки корпуса. У майора автомат, который он оставляет в машине…Не верю. В мае 1945, у майора ставшего полковником на груди Орден Славы 1 степени… Вот неужели среди десятков людей и консультантов не нашлось ни одного, кто бы мог сказать: «Этого не могло быть». Эта награда вручалась только рядовым и сержантскому составу. Чтобы получить 1 степень, нужно было иметь 3 и 2 –ю. Это не мелочь. Это далеко не мелочь. Еще сильно напрягает моряк на танке, в черном бушлате и жеванной бескозырке, без признаков пружины. Чтобы так выглядел матрос – это клевета. Бескозырки – типа «блин», должны носить моряки даже в фантастических фильмах. Это уважение не только к форме.
Все-таки мы следуем в кильватере Голливуда. Правда хоть Америка и задает шаблоны, но и сама любит их нарушать. По существующему закону, настоящую форму военнослужащих армии США и полицейских, не только нельзя носить, но и использовать в фильмах и спектаклях. Поэтому без специального разрешения специального ведомства Пентагона, ответственнго за PR, вы не увидите реальной жизненной картины. Все эти бравые «джи ай» и копы, в американских фильмах, всегда имеют знаки различия и шевроны, коварно пришитые не на тех местах, с нарушениями уставных параметров. Снимая фильмы о русских, американцы, видимо, считают, что существует подобная практика и у нас. Правда тут они добавляется немного личного отношения и традиции.
Этим и объясняется дурацкий прикид Арнольда Шварцнеггера и его коллег из МУРа, в фильме «Красная жара». Американцы перестарались и подстраховались. Эта линия видна во всех американских фильмах о людях в форме . Но если бравые морпехи армии США, все-таки похожи на нормальных дембелей, то образ русских милиционеров, спецназовцев, солдат, летчиков, танкистов и т.п. явно не внушает зрителю излишних симпатий – закон жанра. Нелепые головные уборы, кители, погоны. награды и знаки различия, размещенные в живописном беспорядке, трехдневная щетина все это дополняет образ бессловесного советского солдата, который обреченно взлетает от взрыва, так и не успев пустить в ход свой АК. Такое «чмо» и не жалко даже. Итак – если ты плохо выглядишь в американском военном кино – долго ты не проживешь. Это аксиома.
Исключение – возможно фильм про советских подводников «К-19». Обряжать Харрисона Форда в форму чмо - не решились.

Вернемся к «БТ». Роман Бояшева «Танкист» я не читал. Поэтому фильм для меня первороден. Вообщем, несмотря на компьютерные чудеса, создать новаторский пример фильма о танкистах не удалось
Абсолютно не впечатлил сам этот бутафорский, «Белый тигр». Можно было бы обойтись совершенно размытыми очертаниями, или роликами из игры «World of Tank». Возможности информационного спонсора впечатляют.Когда писал этот материал выяснилось, что модель «Тигра» запланированная для съемок так и не была использована для съемок. Очень, очень жаль. Ведь создавали ее наши земляки-самарцы, из компании «Рондо-С». Вот это действительно мистическая история. Ведь модель была действующая.Вот процесс изготовления.
http://maketoff.net/portfolio.html?sid=1&gid=73#1_7373#1_73 Вот демонстрация http://maketoff.net/portfolio.html#prettyPhoto/1/ А теперь сравните с монстром в фильме.
Абсолютно не оправдана линия экспериментального Т-34-85 в фильме. Почему три человека экипаж ? Какая дополнительная броня и стабилизатор? Где там форсированный двигатель и его чудодейственная мощь? Увы, все осталось за кадром. Как и сюжетная линия с ушастым конструктором.
Тема мистики и философского обобщения «Белого Тигра Войны», «танкового Бога» - по-моему, не удалась и попросту нелепа, как монолог Гитлера, ведущего беседу с худощавым, длинноволосым брюнетом в финале. Не добавляют фильму достоверности экипаж «чудо Т-34»: ни дон-жуан, наводчик – Крюк, ни выпивоха-башнер Бердыев. А вот главный герой – внешне хорош. Очень похож на молодого Малькольма Макдоула. Вот такая реинкарнация императора Калигулы, в младшего лейтенанта Найденова.
Лучшим фильмом о танкистах я считаю – «На войне, как на войне», по повести Виктора Курочкина. А попытку режиссера Карена Шахназарова хорошо иллюстрирует фраза героя Миши Галустяна – охранника Александра Бородача: «По-понять и п-п-гостить»!


PS. Для тех, кто интересуется военной историей, советуем почитать книги из серии «За линией фронта. Мемуары. В этой серии рассказывают о событиях Второй мировой войны, со стороны наших противников: летчиков, пехотинцев, танкистов побежденной Германии. Особый интерес вызывает книга Отто Кариуса «Тигры» в грязи: воспоминания немецкого танкиста. Масса книг известных и неизвестных историков, писателей ветеранов находятся в Библиотеке Автограда. Приходите в библиотеку, читайте книги, смотрите фильмы.

С Днем Победы!
Александр Курочкин
Библиотека Автограда


Последний раз редактировалось: Александр Немакедонский (Пт Июн 15, 2012 8:17 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Терентьев Сергей



Зарегистрирован: 02.09.2007
Сообщения: 261
Откуда: Москва-Подольск

СообщениеДобавлено: Чт Июн 14, 2012 11:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Главное действующее лицо фильма – собственно, некий «Белый Тигр». Загадочный, неуловимый и непобедимый танк-привидение, который кошмарит советских солдат, а потом вдруг куда-то зачем-то исчезает. Нетрудно предположить, что прототипом героя является настоящий «Тигр» – обыкновенный и железный.

Само по себе внимание впечатлительной отечественной интеллигенции к этому произведению германского танкопрома – такое же, какое прописано всему заграничному, загадочному, стильному и «НеТоЧтоНашему». То есть – суеверно-восхищённое. В случае с «Тигром» суеверное восхищение обогащается также эстетским сожалением, что вот такую красивую штучку не оценило и незаслуженно сломало недостойное мерзкое совковое быдло по дурости варварской своей.

Это да. Недостойное мерзкое совковое быдло в те годы не оценило и сломало множество достижений передовой европейской мысли – по правде говоря, практически все достижения и сломало.

Это и есть сердцевина нашего «гвоздика», Большой Исторический Факт – великая Победа великой страны в Великой Отечественной войне.

Этот факт креативному осмыслению не поддаётся. Его нельзя объяснить в парадигме вековой русской отсталости, рабства и, напротив, европейских ценностей и прочих эротических иллюзий.

Объясняется этот факт только в формате реального мира, по-рабоче-крестьянски.

В этом реальном мире Победа была обеспечена бесчисленным множеством объективных факторов – столь же бесспорных и неумолимых, как Красное Знамя над Берлином. Например – технологическим, промышленным, экономическим превосходством русской цивилизации. В частности – в области танкостроения, где это превосходство было даже не подавляющим, а беспрецедентным, поскольку в принципе не имело достойных образцов для сравнения.
....

«Тигр» по некоторым вспомогательным характеристикам даже превосходил Т-34-76 (калибр, дальнобойность и пробивная мощь башенного орудия). «Тигр» мог бы соперничать с Т-34-76 за звание лучшего танка всех времён и народов – если бы русские не выкатили Т-34-85.

Тяжёлый «Тигр» мог бы рассматриваться как достойный конкурент среднему Т-34-85 – если бы не было ИС и ИС-2. Впрочем, в этой номинации иноземцы вообще не участвовали: неспортивно сравнивать космический корабль с детским трёхколёсным велосипедом.


Андрей Сорокин
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Терентьев Сергей



Зарегистрирован: 02.09.2007
Сообщения: 261
Откуда: Москва-Подольск

СообщениеДобавлено: Чт Сен 27, 2012 7:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще одно мнение о фильме.


http://www.computerra.ru/sgolub/709672/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Андрей Петросян



Зарегистрирован: 26.11.2008
Сообщения: 18
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Сен 06, 2013 6:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

смотрится интересно, но с мистикой перебрали.
волна фильмов о войне, лучше чем совсем ничего.
хотяя по сравнению с Союзом капля в море.
как писали, после выхода ,,командира счастливой щуки,, был вал заявлений в подводники

_________________
http://trouble-shooter.su
Москва
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
arbuzzzzzzzik



Зарегистрирован: 25.01.2016
Сообщения: 1

СообщениеДобавлено: Пн Янв 25, 2016 6:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кстати, а что вы можете сказать про новый фильм Львиное Сердце?
Мне показалось - он полностью достоверен, без антиисторических ляпов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
skameykin22



Зарегистрирован: 09.01.2017
Сообщения: 1
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Янв 09, 2017 10:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, фильм заслуживает зрительского интереса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.forum.mbq.ru -> Блог Александра Немакедонского Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group

File Attachment © by Meik Sievertsen