www.FORUM.MBQ.ru
Объединенная веб-конференция по вопросам управления на основе качества
Прошу поделиться опытом в использовании методики "5 why

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.forum.mbq.ru -> Технологии качества
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Нечаева Татьяна



Зарегистрирован: 27.09.2007
Сообщения: 1
Откуда: Тверь

СообщениеДобавлено: Чт Сен 27, 2007 5:14 pm    Заголовок сообщения: Прошу поделиться опытом в использовании методики "5 why Ответить с цитатой

Коллеги, добрый день!
Прошу вас поделиться опытом в использовании методики "5 why?".
Пытаемся применить ее на практике, эффекта добиться крайне сложно. М.б. что-то не так делаем?

_________________
С уважением,
Татьяна Нечаева
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Георгий



Зарегистрирован: 15.04.2007
Сообщения: 264
Откуда: Бостон

СообщениеДобавлено: Пт Сен 28, 2007 5:00 am    Заголовок сообщения: Re: 5Why? Ответить с цитатой

Нечаева Татьяна писал(а):
Коллеги, добрый день!
Прошу вас поделиться опытом в использовании методики "5 why?".
Пытаемся применить ее на практике, эффекта добиться крайне сложно. М.б. что-то не так делаем?


Татьяна, этот метод явлвется частным случаем причинно-следственного анализа. Часто его используют как экспресс-метод, и в этом случае он даёт результат только в простой ситуации или когда его применяют опытные и хорошо знающие обсуждаемую ситуацию специалисты. Почему? Для получения результата нужно строго выполнять все требования и процедуры, например:

1. Вопрос имеет однозначное толкование, то есть ясно, о чём спрашивается (к какому слову вопрос). Например, из вопроса "почему этот чёртов двигатель не работает?" не ясно, что волнует: ЭТОТ двигатель или НЕ РАБОТАЕТ. Более того, не ясно, что значит НЕ РАБОТАЕТ: не запускается, не шумит(не слышно работу), не видно результата работы.
2. Содержание вопроса имеет место. Например, рассматриваемый объект действительно двигатель и мы знаем как определить, когда он работает(в нашем понимании).
3. В ответе указана причина, которая необходима и достаточна для следствия. Если причин несколько, то ответ начинает ветвиться.
Соответственно, если не необходима или недостаточна, то плохо.
Существует целая система проверки правильности высказываний. ССылку дам в конце.
4. Причина однозначно понимаема.

и т.д.

Далее, для того, чтобы давать правильные ответы, нужно из ЗНАТЬ. Для зтого может оказаться необходимым привлекать различных специалистов.

Далее, когда вы добрались до возможного корня проблемы, перед тем, как принимать меры нужно проанализировать, не отвалится ли при этом другое место. Shocked

Кроме того, участники поиска ответов должны быть достаточно честны, так как вопросы могут привести к неприятным ответам, а в этом случае может захотеться задать другой вопрос.

Если бы Вы подробнее написали, на какой стадии тупик и в чём он выражается, легче было бы отвечать. Я Вам очень рекомендую прочитать вышедшую недавно книгу Деттмера "Теория ограничений Голдрата". А пока посмотрите по ссылке на этом сайте кусочек перевода из Деттмера:

http://deming.ru/Praktika/SetevKons/KategorProv.html

Кроме того, всегда стоит вопрос правильности самого первого вопроса, вернее, его объекта. А действительно стоит задать именно этот вопрос (а важно ли это)? Для чего важен ответ?

Надеюсь, что для начала экспресс-ответ немного помог.

С уважением, Георгий
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Рубаник Ю.Т.
Председатель форума


Зарегистрирован: 15.04.2007
Сообщения: 260
Откуда: Центр Новых Технологий Управления

СообщениеДобавлено: Вс Сен 30, 2007 2:34 pm    Заголовок сообщения: Re: Прошу поделиться опытом в использовании методики "5 Ответить с цитатой

К тому, что написал Георгий присоединяюсь. Простая логическая конструкция правила "5 почему" оказывается применимой только для простых же, "линейных" ситуаций, когда на каждом шаге анализа не возникают альтернативные, равновозможные варианты ответов относительно причин наблюдаемого эффекта.

Другая причина низкой эффективности. Во многих случаях у строителей логического дерева, пытающегося обнаружить его корни, нет ясного понимания того, что именно ищется, как должно быть устроено дерево и, в особенности, его корни. Категории в которых ищутся ответы, зависят от мировоззрения. Если строители дерева стоят на материалистических позициях, тогда они ищут объяснения наблюдаемых симпотомов в терминах системных факторов. Если же они, например, являются приверженцами теории заговора, или порочности человеческой натуры, то они построят объяснение в терминах присущих человеку слабостейSmile. Другими словами, для того, чтобы построить что угодно, нужно иметь в голове стереотип создаваемой конструкции.

И другая, вытекающая из сказанного выше причина. В какой бы системе мировоззрения не строилось объяснение, строитель должен владеть соответствующими этой системе понятиями, достаточными для объяснения наблюдаемых эффектов . Так если некто строит объяснение в рамках представлений о греховности человеческой сущности, он должен назубок знать перечень смертных и простых грехов и знать, как одни грехи, порождают другиеSmile. А если некто строит объяснение исходя из "принципа доминирования системых факторов" , тогда он должен владеть развитой классификацией системых факторов и знать, какие типичные комбинации системных факторов, какие типы последствий порождают. Говорят у эскимосов существует несколько десятков слов, терминов для обозначения качеств и свойств снега. Такая детальность словаря необходима, чтобы эффективно объяснять/прогнозировать происходящее в их жизненной среде. Для того, чтобы объяснять/прогнозировать происходящее в корпоративной среде, нужен развитый словарь, набор понятий для обозначения системных факторов корпоративной среды и понимание общих закономерностей влияния этих факторов на свойства организационных систем и поведение людей. Вновь возвращаясь к метафоре строительства, для того, чтобы успешно строить, прораб и вся команда строителей должны иметь достаточно полный, коллективно используемый набор слов - обозначений для конструктивных элементов, а также материалов и технологий, используемых для их соединения. Иначе в ходе строительства постоянно будут возникать ситуации типа: "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". И в результате дом будет строиться очень медленно, процесс строительства будет очень неэффективнымSmile

С более общих позиций - для построения практичных, полезных объяснений нужны априорные знания! По словам Деминга, "знаниям, таки замены нет!Smile

_________________
Если кто не знает, и не знает, что он не знает - спит, разбуди его!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.forum.mbq.ru -> Технологии качества Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group

File Attachment © by Meik Sievertsen